Индустрия моды

Введение в психологическое консультирование

Требования, предъявляемые к психологу-консультанту и его работе

Профессиональная подготовка психолога-консультанта

Организация работы психологической консультации

Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры

Техника психологического консультирования

Тестирование в практике психологического консультирования

Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования

Тесты для использования в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования

Тесты коммуникативных способностей
Тесты организаторских способностей
Тесты специальных способностей
Тесты темперамента и характера
Тесты мотивов и потребностей

Ситуации и общие рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями

Рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента

Рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию

Практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях

Практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования

Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования

Рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования

Практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами

Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья

Практические рекомендации по деловому психологическому консультированию

Оценка результатов психологического консультирования

Советы практических психологов

Словарь терминов по психологическому консультированию

Тесты коммуникативных способностей

Коммуникативные способности - это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние.

О недостатках в развитии коммуникативных способностей человека свидетельствуют следующие типичные признаки:

  • человек боится публичности, то есть быть на виду у всех,
  • человек испытывает повышенное беспокойство, тревожность, ожидая общения с малознакомыми людьми,
  • человек не вполне удовлетворен результатами, которых он реально добивается в практике общения с людьми,
  • человек избегает людей, особенно незнакомых, и боится вступать в личные и деловые контакты с такими людьми,
  • у человека слабо развиты вербальные и невербальные коммуникативные умения и навыки,
  • данный человек не способен привлекать к себе внимание со стороны других людей, не вызывает симпатии к себе с их стороны,
  • человек не может убеждать людей и оказывать на них положительное влияние,
  • человек теряется, смущается, чувствует себя неловко в различных ситуациях общения; не знает, как вести себя и что отвечать людям, если они обращаются к нему,
  • у человека не складываются нормальные взаимоотношения с людьми и часто по его причине возникают межличностные конфликты.

На все эти признаки прежде всего должен обращать внимание психолог-консультант, разговаривая с клиентом. Многие из них, говорящие о дефиците коммуникативных способностей у клиента, сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за тем, как клиент ведет себя в психологической консультации и как он разговаривает с разными людьми, в том числе с самим психологом-консультантом.

Если психологу-консультанту необходимо кое-что уточнить, не довольствуясь чисто визуальной психодиагностикой коммуникативных способностей клиента, то ему дополнительно можно задать серию вопросов, соответствующих содержанию перечисленных выше симптомов - признаков дефицита коммуникативных способностей. Можно, например, спросить клиента о том, часто ли и много ли он общается с людьми, предпочитает ли оставаться один, удовлетворен ли результатами общения с разными людьми и т.п.

В том случае, если для точной диагностики коммуникативных проблем клиента и формулирования соответствующих практических рекомендаций этого окажется недостаточно, можно будет обратиться к одному из следующих специальных психологических тестов, рассчитанных на оценку коммуникативных способностей.

1. "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?". Немое Р.С. Психология.

Этот тест позволяет оценить, насколько развиты коммуникативные качества личности у детей трех - пятилетнего возраста.

2. Анкета для родителей, воспитателей и учителей.

Эта анкета решает ту же самую задачу, что и предыдущая методика, но по отношению к детям, поступающим в школу, и младшим школьникам.

3. Тест Спилбергера на исследование тревожности.

Данный тест предназначается для изучения детей подросткового возраста и старше, а также для взрослых людей. Он позволяет по уровню тревожности косвенно судить о развитости коммуникативных способностей и о коммуникативных проблемах, имеющихся у клиента.

Если уровень личностной тревожности у клиента достаточно высокий, то, вероятнее всего, проблемы коммуникативного характера у него проявляются в самых различных жизненных ситуациях. Если высоким окажется уровень так называемой ситуативной тревожности, то, по-видимому, коммуникативные трудности у клиента возникают только в некоторых, специфических ситуациях общения с людьми.

4. Тест на агрессивность (модификация известного теста Розенцвейга).

Этот тест также предназначается для подростков и взрослых людей. По уровню агрессивности человека, установленному при помощи данного теста, можно судить о том, есть ли у него проблемы коммуникативного характера. Если агрессивность данного человека достаточно высока, то такие проблемы у него есть почти наверняка.

5. О конкретном характере коммуникативных проблем взрослого клиента можно судить также по его ответам на личностный вопросник А.Т.Джерсайлд5. Полезными, в частности, могут оказаться ответы клиента на следующие вопросы данного теста: 5, 8, 14, 15,19, 20,23,24,25,30, 32,34.

6. Если у психолога-консультанта возникло предположение о том, что взрослому клиенту недостает каких-либо существенных коммуникативных личностных качеств, то это можно практически проверить при помощи следующих методик: теста на оптимизм, теста на объективность в отношениях к людям, теста на независимость, теста на поиск выхода из затруднительных жизненных ситуаций, теста аффилиации, теста на качества лидера, теста на эффективность лидерства.

Заметим, однако, что все упомянутые методики не дают абсолютно точной и исчерпывающей информации о характере коммуникативных проблем, имеющихся у клиента. Они лишь подтверждают или опровергают результаты предварительной беседы, проведенной психологом-консультантом с клиентом, а также выводы, сделанные на основе непосредственного наблюдения за его поведением во время консультации.