Индустрия моды

Введение в психологическое консультирование

Требования, предъявляемые к психологу-консультанту и его работе

Профессиональная подготовка психолога-консультанта

Организация работы психологической консультации

Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры

Техника психологического консультирования

Тестирование в практике психологического консультирования

Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования
Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты
Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование

Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования

Тесты для использования в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования

Ситуации и общие рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями

Рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента

Рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию

Практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях

Практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования

Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования

Рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования

Практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами

Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья

Практические рекомендации по деловому психологическому консультированию

Оценка результатов психологического консультирования

Советы практических психологов

Словарь терминов по психологическому консультированию

Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования

Итак, для чего необходимо проводить тестирование в практике психологического консультирования?

Общий ответ на этот вопрос представляется следующим.

Любая проблема психологического характера, возникающая у клиента и требующая проведения психологического консультирования, почти всегда в реальной жизни имеет определенные, сугубо индивидуальные проявления, причем даже тогда, когда ее психологическое содержание выражено примерно одинаково у разных людей. Например, весьма распространенной среди потенциальных клиентов является повышенная личностная тревожность, недостаточная уверенность в себе. Однако разные люди проявляют тревожность и чувствуют себя недостаточно уверенно в жизни по-разному.

Другой типичный пример: почти у всех людей есть определенные недостатки в развитии способностей и в чертах характера, но для каждого человека они опять же носят сугубо индивидуальный характер. Поэтому если, например, два разных клиента обратились в психологическую консультацию с жалобой на дефицит в развитии интеллектуальных способностей, то это вовсе не означает, что их проблемы идентичные и их нужно решать одинаковым способом.

Еще сложнее практически обстоит дело с недостатками в характере человека: они в большинстве случаев в связи с уникальным индивидуальным жизненным опытом каждого человека должны в психологической консультации решаться по-разному. Без проведения специальной психодиагностики личности клиента решить задачу успешности психологического консультирования в этом случае практически невозможно.

Однако и тогда, когда уже поставлен точный диагноз проблемы клиента, нужда в проведении психодиагностики полностью не отпадает. Консультант-психолог, как бы он тщательно ни изучал личность клиента при постановке диагноза его проблемы, все же наверняка не знает о нем и о сути проблемы всего. Кроме того, достаточно трудно бывает заранее точно определить, с какими реальными (а они порой бывают неожиданными) проблемами в жизни может столкнуться клиент, выполняя практические рекомендации психолога-консультанта. Поэтому часто требуется продолжать психодиагностическое изучение клиента как личности и его взаимоотношений с окружающими людьми в постконсультационный период, т.е. тогда, когда он уже практически приступил к выполнению рекомендаций, полученных в психологической консультации.

Клиент не профессиональный психолог, а поэтому далеко не всегда сам может оценить реально те позитивные изменения, которые на самом деле происходят в его психологии и поведении при выполнении советов психолога-консультанта. Да и сам консультант не всегда может судить о результатах безупречно и определенно. Это происходит, во-первых, потому, что по завершении консультации клиент практически мало общается с психологом-консультантом. Во-вторых, это случается по той причине, что происходящие изменения могут носить постепенный, незаметный или неосознаваемый характер.

В данном случае для того, чтобы точно определить, что на самом деле происходит с клиентом, его необходимо протестировать несколько раз, как минимум два раза: до получения рекомендаций и после того, как он их уже выполнил.

Иногда, когда процессы проведения консультирования и практической реализации полученных рекомендаций занимают достаточно много времени (год и больше), возникает необходимость в проведении промежуточных тестовых обследований клиента для того, чтобы проследить реальную динамику изменений его психологии и поведения.