Индустрия моды

Введение в психологическое консультирование

Требования, предъявляемые к психологу-консультанту и его работе

Профессиональная подготовка психолога-консультанта

Организация работы психологической консультации

Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры

Как подготовиться к психологическому консультированию
Как проводится психологическое консультирование
Основные этапы психологического консультирования
Процедуры психологического консультирования

Техника психологического консультирования

Тестирование в практике психологического консультирования

Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования

Тесты для использования в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования

Ситуации и общие рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями

Рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента

Рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию

Практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях

Практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования

Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования

Рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования

Практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами

Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья

Практические рекомендации по деловому психологическому консультированию

Оценка результатов психологического консультирования

Советы практических психологов

Словарь терминов по психологическому консультированию

Как подготовиться к психологическому консультированию

Подготовка к психологическому консультированию включает в себя решение ряда общих и частных вопросов, причем общие вопросы касаются консультирования в целом, а частные вопросы относятся к приему клиентов в психологической консультации.

Среди общих вопросов подготовки к психологическому консультированию чаще всего выделяют следующие:

1. Выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удобными для клиента и консультанта креслами или стульями, желательно вращающимися, журнальным столиком.

Стулья вместо кресел используются в том случае, если время консультирования, т.е. совместной работы психолога-консультанта с клиентом, сравнительно невелико и во время консультации важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента. Предпочтение креслам отдается тогда, когда процедура консультирования достаточно длительная по времени, и в течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения психолога-консультанта с клиентом. Кроме мебели, в психологической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику на те случаи, если возникнет необходимость вести, прослушивать или просматривать какие-либо записи.

2. Снабжение консультации бумагой, множительной техникой, компьютером, всем необходимым для фиксации хода консультирования и его результатов, размножения документации и т.п. Кроме того, в психологической консультации желательно иметь калькулятор, который, в частности, может понадобиться при количественной обработке результатов психологического тестирования клиента.

3. Оборудование места проведения консультирования необходимой документацией и обеспечение средствами ее хранения, в частности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информацией при использовании компьютера). В регистрационный журнал, образец формы которого приводится ниже в таблице 2, записываются общие данные о клиентах и о проведении консультаций.

В картотеку вносятся персональные данные о каждом клиенте, полученные в ходе консультации в результате расспроса клиента психологом-консультантом. Эти данные должны быть достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было составить представление о клиенте и о сути его проблемы. Сейф или компьютер нужны для того, чтобы в них можно было хранить картотеку клиентов и другие, не подлежащие разглашению, данные.

4. Приобретение для консультации минимума специальной, в том числе психологической, литературы. Эта литература, во-первых, нужна для того, чтобы психолог-консультант вовремя и достаточно быстро мог получить для себя и для клиента необходимые справки непосредственно из первоисточников, во-вторых, для того, чтобы выдавать клиенту нужную литературу для временного пользования с целью самообразования. Кроме того, рекомендуется приобретать для психологической консультации некоторое количество наиболее полезных популярных изданий по практической психологии, которые клиент имел бы возможность здесь же, в психологической консультации получить за дополнительную плату в собственное, постоянное пользование по рекомендации психолога-консультанта.

Оформление помещения консультации производится таким образом, чтобы клиент в нем чувствовал себя комфортно. Желательно, чтобы помещение для психологической консультации напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).

К специальным вопросам подготовки психологического консультирования относятся следующие:

  • Предварительное знакомство психолога-консультанта с клиентом по данным о нем, которые имеются в регистрационном журнале и в картотеке. Индивидуальная карточка на каждого клиента в первый раз обычно заполняется тогда, когда клиент обращается в психологическую консультацию и приходит на прием к конкретному консультанту. Запись в индивидуальной карточке клиента делает тот психолог-консультант, который проводит консультацию. Он же отвечает за конфиденциальность информации, полученной от клиента.
  • Подготовка материалов и оборудования, которое может понадобиться в ходе проведения психологической консультации.
  • Получение из различных доступных источников дополнительной информации о клиенте - такой, которая может понадобиться во время консультирования.
  • Разработка плана проведения консультации с учетом индивидуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы.