Индустрия моды

Введение в психологическое консультирование

Требования, предъявляемые к психологу-консультанту и его работе

Профессиональная подготовка психолога-консультанта

Организация работы психологической консультации

Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры

Техника психологического консультирования

Тестирование в практике психологического консультирования

Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования

Тесты для использования в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования

Ситуации и общие рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями

Рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента

Рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию

Практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях

Практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования

Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования

Рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования

Практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами

Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья

Практические рекомендации по деловому психологическому консультированию

Оценка результатов психологического консультирования

Что такое результативность психологического консультирования
Как оценивать результаты психологического консультирования
Причины недостаточной результативности психологического консультирования

Советы практических психологов

Словарь терминов по психологическому консультированию

Что такое результативность психологического консультирования

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно - то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, - такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело - реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.

О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

  • Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

По завершении консультации обе ее стороны - консультант и клиент - признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.

Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

  • Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.

Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.